УСПЕХ КАК ПУТЬ
ЖИВИ В ПОТОКЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ!

ЕВГЕНИЙ
ШУЛЬМАН

Cертифицированный коуч,
тренер (Erickson University, Vancouver, Canada Международный Эриксоновский Университет, Москва)
Быстрые личностные изменения (РПТ)

Что такое коучинг

  1. История коучинга
  2. Особенности коучинга как подхода
  3. Базовые принципы коучинга
  4. Этический кодекс ICF

1. История коучинга

Коучинг (coaching) - новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Если вы посмотрите в англо - русский словарь, то найдете, что это слово обозначает разные виды тренировки и наставничества в спорте, судопроизводстве и т.п. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). В 1974 году он опубликовал книгу: “Внутренняя игра в теннис”, в 1981 - ”Внутренняя игра в гольф”, в 2001 - “Внутренняя игра в работу”. Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что - нет. Его книги расходились, как бестселлеры. Т. Гэлвей придал слову коучинг новый смысл, определив его как “метод раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.  

Другой ключевой фигурой в развитии нового подхода стал финансовый консультант Томас Леонард (Thomas Leonard), который подхватил идеи Гэлвея и обобщил их. Он придал понятию ”коучинг” более широкий смысл, распространив его на все сферы деятельности и человеческого развития, он сформировал то понятие о коучинге, которым мы пользуемся и сейчас. С конца 1980-х годов Т.Леонард впервые стал профессионально заниматься коучингом и готовить коучей - профессионалов, 1992 году основал Университет коучинга (www.coachu.com), а в 1994 - Международную Федерацию Коучинга (www.coachfederation.org/ICF/). Томас Леонард выпустил в 1998 году шесть книг по коучингу, создал множество программ для Университета коучинга. В том же 1998 году начал работать его виртуальный курс обучения коучингуwww.TeleClass.com, а 2001 еще и www.CoachVille.com   с более чем 20000 студентами. Он занимался еще множеством других проектов, и по праву считается основателем коучинга как системы и как области профессиональной деятельности.

Термин “coaching” был введен в бизнес-терминологию Джоном Уитмором, английским спортсменом, а впоследствии бизнесменом и консультантом. Он считается создателем корпоративного коучинга как системы совершенствования управления, менеджмента и эффективности исполнения. Его книга “Coaching for Performance” , выпущенная в 1992 году и переведенная в 2001 году на русский язык под названием  ”Коучинг высокой эффективности”, стала вехой в развитии бизнес - коучинга. 

Сейчас слово “коучинг“ употребляется в кругах западного бизнеса так же часто, как и слово “прибыль”. Коуч - официально зарегистрированная профессия в США. Стандарты в области коучинга устанавливаются Международной Федерацией Коучинга (www.coachfederation.org/ICF/).

Международная Федерация Коучинга (ICF)- самая большая в мире некоммерческая профессиональная ассоциация Персональных и Бизнес-коучей с больше чем 5000 членов и 179 представительствами в 30 странах, в современном формате действует с 1995 года.

В русскоязычном пространстве слово “коучинг” появляется в 1998 - 1999 годах, в 2002 году в России открывается представительство ICF.

ICF выполняет следующие задачи:

  • поддерживает и способствует развитию профессии коучинга;
  • создает программы, чтобы поддерживать и модернизировать стандарты профессии;
  • проводит программу аккредитации, которая является золотым стандартом для коучей во всем мире;
  • проводит ежегодные всемирные конференции и другие образовательные мероприятия для коучей.

2. Особенности коучинга как подхода

Коучинг , хотя и вобрал в себя лучшие достижения из таких, казалось бы, разных областей, как спортивное инструктирование, наставничество, тренинг и практическая психология, развился в целостный и  принципиально новый подход. Коучинг имеет свои методы работы, свои технологии, которые общепризнанно высоко эффективны для решения большинства задач, кроме экстренных ситуаций, когда директивные методы эффективнее. Так как коучинг всегда учитывает личные особенности клиентов и больше ориентирован на результат, он постепенно выводит на более высокие уровни эффективности, нежели классический тренинг или курс обучения. Коучинг одновременно использует уже имеющиеся способности и навыки клиента (и способствует их совершенствоавнию), и побуждает к приобретению новых. Поэтому эффективность коучинга тем больше, чем больше клиент занимается своим развитием.

Коучинг - наилучший инструмент достижения долгосрочного успеха из всех, известных на сегодняшний день.

Индивидуальный коучинг пригодится человеку, стремящемуся достичь бо’льших успехов в бизнесе, или в своей карьере, или в семье, или своем индивидуальном развитии, но сталкивающемуся с проблемами, с которыми ему самому не просто справиться.

По мнению Мэрилин Аткинсон, основателя и президента двадцати двух отделений Erickson Univercity по всему миру, (в частности одиннадцати в России), создателя одной из крупнейших школ коучинга в мире, Мастер - Тренера НЛП, доктора психологии, коучинг – это не больше и не меньше как новый  подход к развитию человечества. Причем достаточно простой и очень элегантный, работающий почти для всех, и помогающий людям обучаться эффективным стратегиям лидерства так, как они никогда не обучались раньше.

Мэрилин считает, что коучинг отлично работает в России уже прямо сейчас, и он пришёл очень своевременно. Российские предприниматели и корпорации сегодня столкнулись с соревнованием с огромным количеством иностранных компаний. Им нужны умные, гибкие команды, группы людей, способных думать совместно и создавать новые подходы к тому, что необходимо.

В настоящее время методологии коучинга активно применяются в сфере менеджмента и позволяют добиться потрясающих результатов. Директор Эриксоновского Университета в СНГ Анна Лебедева подчеркивает, что при внедрении технологий коучинга, отечественные компании быстрее и проще достигают поставленных целей, повышают лояльность персонала и общий уровень удовлетворенности клиентов. Скорость и эффективность принятия управленческих решений повышается. Компании оптимизируют бизнес - процессы в соответствие с международными стандартами. Большинству отечественных компаний присущ директивный стиль менеджмента, в то время западный бизнес стремится к демократичности. Использование коучинга как стиля руководства, напрямую влияет на инициативу сотрудников, и как следствие – на результаты работы компании, на ее прибыль, повышая ее на 30-60% в течении 6 месяцев..

3. Базовые принципы коучинга

Принцип фундаментального благополучия

Это фундаментальный принцип коучинга, в основе которого лежит ВИДЕНИЕ того, что с человеком все в порядке, и не существует людей неправильных или сломанных. Люди действуют в полном соответствии со своей системой ценностей и целями, к которым они сейчас стремятся – сознательно или бессознательно.

Принцип позитивного намерения

Коуч помогает клиенту увидеть его потенциал в его же «недостатках», а свою задачу - в организации увлекательного совместного процесса поиска и раскрытия этого потенциала.

Принцип коммуникации

Мы не можем не вступать в коммуникацию. Иными словами, между любыми двумя людьми, находящегося в радиусе непосредственного восприятия, постоянно происходит обмен информацией или коммуникация. Это происходит не только на сознательном уровне, но и бессознательно.

Принцип оптимальности

Люди делают наилучший выбор из тех, которые им в данный момент доступны. Если помочь им развить мышление, восприятие и ценности так, чтобы они смогли осознать возможность лучшего выбора, они его с готовностью сделают.

Принцип изобилия

Каждый человек имеет все необходимые внутренние ресурсы для того, чтобы быть успешным.

Принцип трансформации

Коуч принимает человека и его поведение, и вместе с тем видит, что человек не просто может, но и с неизбежностью будет меняться – к лучшему или худшему, в результате каждого выбора.

4. Этический кодекс ICF

Каждый коуч, проходящий обучение в Международном Эриксоновском Университете соблюдает Этический Кодекс ICF.

  • Обязуюсь действовать так, чтобы это благотворно отражалось на коучинге как на профессии, и воздерживаться от любых поступков, препятствующих общественному пониманию и приятию коучинга как профессии.
  • Обязуюсь определить свой максимальный уровень компетенции как коуча и не завышать своей квалификации, опыта и знаний.
  • Обязуюсь перед тем, как начать какие-либо занятия коучингом, убедиться, что мой клиент понимает те условия, на которых будет строиться наше коучинговое соглашение.
  • Обязуюсь не обещать и не намекать на возможность таких результатов, которые я не могу гарантировать.
  • Обязуюсь уважать конфиденциальность информации о клиенте, за исключением особо оговоренных клиентом или установленных законодательством случаев.
  • Обязуюсь получить разрешение от каждого из клиентов перед тем, как упоминать их в качестве моих клиентов или использовать их в качестве примера.
  • Обязуюсь внимательно следить за тем, приносит ли мой коучинг пользу клиенту, и при наступлении того момента, когда он в моей помощи больше не нуждается, и ему следовало бы перейти к другому коучу, или воспользоваться другой методикой, посоветовать ему предпринять эти шаги.
  • Обязуюсь избегать конфликтов между моими интересами и интересами моих клиентов. В случаях, когда есть потенциальная возможность возникновения конфликта интересов, я обязуюсь своевременно обсудить с клиентом причины возможного конфликта и достичь соглашения о том, как его разрешить, сделав это в наиболее удобной клиенту форме.
  • Обязуюсь своевременно извещать своего клиента обо всех вознаграждениях, которые я могу получить от третьих сторон за рекомендации, данные этому клиенту, или факт его обращения ко мне.
  • Обязуюсь соблюдать все условия договора, заключённого с клиентом и с тем, кто оплачивает мои услуги коуча (если это другое лицо).
  • Обязуюсь не предоставлять своим действительным и потенциальным клиентам никакой информации и рекомендаций, являющихся конфиденциальными или вводящими в заблуждение, а также лежащих вне сферы моей компетенции.
  • Обязуюсь признавать труд и личный вклад других людей; обязуюсь уважать авторские права, торговые марки и права на интеллектуальную собственность и соблюдать соответствующие законы и заключённые со мной соглашения об этих правах.
  • Обязуюсь использовать списки членов ICF только таким образом и в тех рамках, которые соответствуют полномочиям, предоставленным мне ICF, соответствующей Хартией ICF или Комитетом ICF.
  • Обязуюсь проводить коучинг в соответствии с Определением Коучинга ICF и в случае, если клиент заинтересуется моими этическими нормами, обязуюсь информировать его о своей клятве, а также о согласии соблюдать Этическую клятву

Этическая клятва

Я, профессиональный коуч, признаю и уважаю свои моральные обязательства перед клиентами, коллегами и всем обществом. Клянусь соблюдать Кодекс Чести ICF, обращаться со всеми людьми достойно, как с равноправными и свободными личностями, и исповедовать эти нормы в общении с теми, кого я тренирую. Если я нарушу эту Клятву или Кодекс Чести ICF, признаю полное право ICF призвать меня к ответу за совершённые деяния. Кроме того, я признаю право ICF в качестве моей отвественности за нарушения лишить меня членства в ICF либо сертификата ICF.

Источник: www.erickson.org.ru