УСПЕХ КАК ПУТЬ
ЖИВИ В ПОТОКЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ!

ЕВГЕНИЙ
ШУЛЬМАН

Cертифицированный коуч,
тренер (Erickson University, Vancouver, Canada Международный Эриксоновский Университет, Москва)
Быстрые личностные изменения (РПТ)

Лечение гиперактивности без лекарств.

Среди тем, которые волнуют родителей, довольно большое место занимает тема детской гиперактивности. Гиперактивность начинает проявляться обычно еще в возрасте 2 – 3 лет, и может порождать существенные проблемы, как дома, так и в детском саду. А когда эта гиперактивность еще сопровождается повышенным травматизмом, то есть ребенок режется, ударяется и получает различные травмы, это еще больше тревожит родителей, поскольку они не знают, что с этим делать. По официальной статистике гиперактивностью страдает 15% детей, однако далеко не все родители,  дети которых проявляют признаки гиперактивности,  обращаются за помощью, поэтому реальная цифра,  особенно в мегаполисах, выше. 

Обычно симптомы гиперактивности проявляются как

 Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, - дома, в гостях, в детском саду, на прогулке - будет вести себя одинаково: бегать, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете.

На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни угрозы - механизм самоконтроля у него, в отличие от его сверстников, как будто просто не работает.

В некоторых случаях, когда это заболевание является симптомом органических нарушений,  без лекарств не обойтись. Но в большом числе случаев органических нарушений нет, а гиперактивность и часто сопровождающие ее расстройства внимания и координации развиваются у ребенка вследствие сложностей в общении родителей с ним, а также друг с другом.

Многие не знают, что в этом возрасте в этих случаях, то есть когда гиперактивность не осложнена органическими нарушениями или задержкой психического развития (зпр), можно провести коррекцию психологическими методами и обойтись без лекарственных препаратов. Работать при этом нужно в первую очередь с матерью ребенка, а уже во вторую - с ним самим.  

К сожалению, родители часто путают гиперактивность с детской непоседливостью, и обращаются за помощью, только когда ребенок начинает ходить в школу и у него появляются проблемы с учебой. К этому времени многочисленные программы поведения уже прочно укоренились в психике маленького человека, а с учетом учебной нагрузки, значительного времени, проводимого вне дома и ослабления контакта с матерью  корректировать его поведение уже намного сложнее.

Заполните анкету в разделе "Контакты", и в разделе "Ваше сообщение" укажите "гиперактивность", и вы получите право на часовую бесплатную консультацию!

Если же ситуацию запустить и дальше, то проблемы гиперактивности наложатся на гормональные бури переходного возраста, со всеми вытекающими сложностями контакта с ребенком и комплексом сопутствующих проблем.

Многочисленные руководства для родителей говорят, как себя вести с ребенком в различных ситуациях, однако не дают средств, как справиться с эмоциями,  которые часто мешают эти рекомендации осуществить. Ведь эти эмоции и упомянутые выше сложности общения вызваны своими причинами,  которые нередко кроются в далеком прошлом. 

Из-за этих и многих других факторов родители зачастую пропускают начальную стадию этого заболевания, когда справиться с ним достаточно просто,  и спохватываются слишком поздно.

Заполните анкету в разделе "Контакты", и в разделе "Ваше сообщение" укажите "гиперактивность", и вы получите право на часовую бесплатную консультацию!

В частности, нерешенные вовремя проблемы могут при поступлении в школу вызвать прогрессирующее дивиантное поведение - ребенок не только не может сосредоточиться на заданиях, но и отвлекает других детей, вскакивает, разговаривает на уроке, стараясь привлечь к себе внимание, и даже дерется. Иногда таких детей готовят к переводу в КОРРЕКЦИОННУЮ  школу.

Приведу конкретный пример.

Поздний, избалованный ребенок, с которым никто не мог справиться, вызвал неприятие родителей других детей,  которые поставили вопрос ребром: исключить его - нервирует детей, учиться. Директор школы была готова направить его в коррекционную школу. Только молодая учительница 1-го класса, разглядев  в нем не только плохое, но и определенные способности и незлую душу, взяла его "на поруки". Она даже летом брала его к себе на дачу, на уроках разрешала после 10 минут сидения постоять и даже походить. Параллельно вела беседы с другими детьми.

В результате такого подвига молодой учительницы к 4 классу он стал более адекватным, а после школы поступил в технический университет. Но если еще до школы эта семья обратилась бы за помощью, он бы пришел в школу уже адекватным и способным к обучению.

Этому ребенку повезло, - ведь при другой учительнице он безнадежно отстал бы в развитии, и сломанная жизнь ему была бы обеспечена, и таких примеров, когда детей отчисляют из школы из-за гиперактивности, к сожалению, слишком много, чтобы о них рассказать.  

Все это выглядит обескураживающе и печально, но огорчаться не стоит. Если вовремя заняться устранением проблемы,  Вы можете всего за несколько (чаще всего за 10 - 15) занятий разрядить накопившиеся в душе напряжение и негативные эмоции и приобрести навыки, позволяющие шаг за шагом исправлять сложившееся положение. Конечно,  если ситуация запущена,  может понадобиться намного больше времени и усилий для ее исправления. 

Общие принципы коррекции я проиллюстрирую на конкретном примере  мальчика четырех лет и его молодой мамы, обратившейся ко мне в поисках решения. Сыну с одной стороны многое позволяют, а с другой, когда он уже слишком переходит границы, его наказывают, причем довольно жестко. Кроме того у него повышенный травматизм и это тоже составляет предмет озабоченности родителей.

Для мамы ребенка до шести-семи лет, когда он еще не отделен от материнского поля, недостаточно просто получить советы, которым она могла бы следовать (что, как правило, не получается). Ей важно прожить все стороны, все аспекты ее ситуации так, чтобы приобрести внутренний опыт, который позволил бы ей найти свое собственное, прожитое изнутри, понимание. 

Ведь даже очень правильный совет, полученный в такой форме, что эмоциональные реакции и чувства, которые сопровождают ее родительские решения или вызывают их, остаются не затронутыми, часто бывает трудно воплотить в жизнь. При очередном столкновении с проблемой эти эмоции снова проявятся, не давая возможности воспользоваться советом.

С учетом всего вышесказанного, я выбрал подход ролевого перевоплощения, который мог дать матери ребенка возможность получить собственный опыт того, как она взаимодействует с сыном, и какое влияние это оказывает на него.
В «периоде вседозволенности» она заметила, что он вовсе не чувствует, что его любят, а наоборот, испытывает неуверенность, и это состояние не радости, а скорее возбуждения. 

Она почувствовала, что ему не хватает внимания, не хватает такой совместной деятельности, которая дала бы ему и заинтересованность, и чувство, что он важен, что он не предоставлен сам себе. 
Глубже прожив состояния своего сына, она осознала, что ему нужны какие-то правила, а также образцы поведения.

То есть ему нужно ощущение структурированной жизни.

Ведь ребенок не может сам создать себе образцы и правила, и если родители создают ему организованную среду, в которой он хорошо понимает что можно, что нельзя, как правильно, а как не правильно, это дает ему чувства уверенности и родительской любви. Хотя в чем-то и ограничивает его. 

После проведенной работы я уже мог объяснить ей, что нехватка внешней структуры у ребенка выражается не только в его психологическом состоянии, но и в нарушении координации движений. Это выражается в том, что ребенок не очень хорошо чувствует пространство, «не вписывается в повороты», задевает углы, гвозди, совершает резкие движения, не замечая рядом стоящих предметов, и в результате часто травмирует себя. 

В результате всех осознаний, у женщины проявились чувства вины, раскаяния, сожаления, которые она как фон чувствовала и раньше, но были полусознательными. Далее эти чувства были выведены наружу и осознаны. А то, что осознано уже можно корректировать. 

Я покажу, как это осуществлялось, на примере вины. Я воспользовался для этого медитативной методикой Сущностной Трансформации, когда с чувством взаимодействуют, как с проявлением части подсознания, которая проявляется в определенном месте тела. Каждая часть подсознания несет в себе свое позитивное намерение, однако оно часто не находит себе адекватного выражения, а проявляется искаженно, например, как чувство вины.

Вина ощущалась ею довольно сильно, телесное ощущение было большое – на всю грудную клетку. Когда эту часть мы вывели на уровень осознания и стали с ней беседовать, то выяснилось, что, в действительности, эта часть испытывала острую нехватку любви. 

Мы провели сеанс Сущностной Трансформации, и в результате то, что было раньше чувством вины, теперь обрело новое имя, поскольку изменилось качество этой энергии.

Теперь она назвала эту часть энергией тепла и мягкости. Эти ресурсные энергии в их новом качестве, она интегрировала в себя, в свое тело и почувствовала состояние тепла, тихой радости и примирения. 

Я предложил ей исследовать, что получится, если она пошлет эти энергии сыну. Она увидела его улыбающимся, как он ее обнимает, как он счастлив. 

Потребовалось еще несколько занятий на доработку всего проявившегося материала, после которых она смогла осознать, что в ней состоянии мягкости и жесткости не были уравновешены, а противостояли друг другу, как полярности, и  
эту свою внутреннюю поляризованность и неуравновешенность она проецировала на ребенка.

Теперь, однако, у нее появилось состояние внутреннего примирения, тепла, тихой радости, она почувствовала внутреннюю возможность, надежду, что она теперь сумеет выстроить отношения с сыном по-новому, что она, по ее словам, «помирилась с какой-то частью себя», и все ее восприятие этой ситуации поменялось. Через несколько дней я получил от нее сообщение, что отношения с сыном улучшились, и от этого ей тепло на душе. 


А еще через месяц она написала: «Я получаю удовольствие от прогулок с детьми, дети стали более послушными. Я наслаждаюсь ими и не думаю в это время ни о чем! Старший сын стал более разумным и сговорчивым.»

Длительность курса в каждом конкретном случае индивидуальна и определяется такими факторами,  как сложность исходного положения,  качество выполнения домашних заданий, имеющиеся у родителей "на старте" навыки психологической работы и некоторыми другими, но, как правило, достаточно 8 – 15 занятий, чтобы ситуация радикально изменилась к лучшему.

У некоторых, наиболее продвинутых родителей, после прохождения курса появляется желание развиваться и дальше, и тогда мы продолжаем занятия, хотя уже с большим интервалом.

В процессе исцеления основной проблемы вы овладеете многими полезными приемами управления своим состоянием, узнаете,  как нейтрализовать негативные эмоции,  балансировать любовь и строгость в общении с ребенком и создавать для себя и для него благоприятную среду,  в которой ваши и его лучшие качества будут расцветать и развиваться.

Домашние задания будут помогать вам быть в тонусе, осваивать изучаемые навыки и набираться опыта в их практическом применении.

Заполните анкету в разделе "Контакты", и в разделе "Ваше сообщение" укажите "гиперактивность", и вы получите право на часовую бесплатную консультацию!

______________________________________________