УСПЕХ КАК ПУТЬ
ЖИВИ В ПОТОКЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ!

ЕВГЕНИЙ
ШУЛЬМАН

Cертифицированный коуч,
тренер (Erickson University, Vancouver, Canada Международный Эриксоновский Университет, Москва)
Быстрые личностные изменения (РПТ)

Сущностная Трансформация

  1. Исцеление отношений
  2. Что такое Сущностная Трансформация
  3. Пример из практики

Исцеление отношений: от зависимости к свободе

Авторская методика

Подход к психологии отношений, будь то отношения между супругами, родителями и детьми или любые другие, используемый в этой методике, существенно отличается от других форм содействия личностному росту и развитию человека. Это отличие можно определить как сдвиг от установки на использование психологических технологий к установке на потребности человека, как духовного существа.

Первый подход, наиболее ярко проявляющийся в НЛП, хотя и сфокусирован на клиенте и его сознательных целях, и при хорошей квалификации консультанта не ощущается клиентом как манипуляция», в определенной степени содержит  ее элементы. В подходе Core Success, центральной становится установкой на пробуждение духовных возможностей клиента в процессе достижения его сознательных целей. При этом клиент, все больше осознавая себя, свои истинные потребности, уточняет и переосмысливает свои цели в процессе нашей совместной работы.

Я люблю представлять это как перемещение по шкале, на одном конце которой располагается манипуляция, а на другом - пробуждение. Такой “пробуждающий” подход основан на фундаментальной идее, что ресурсы человеческого духа вечны, и мы только пробуждаем их,  восстанавливая связь с Системой Глубинной Мудрости.

В процессе своей работы с клиентами я выяснил, что с помощью Сущностной трансформации и выявления  Корневых Ценностей можно избавиться от всех всех встречавшихся мне форм созависимости в отношениях. Также мой опыт работы с Расстановками по Хелингеру подсказывал возможность трансформации всей системы энергетических связей между людьми, страдающих от созависимых отношений, в свободные взаимоотношения, основанные на корневых ценностях. Таким образом постепенно сформировался предлагаемый подход к исцелению и гармонизации отношений. И он отлично работает!

Теперь я хотел бы описать сам метод как последовательность шагов. Хотя опытный практик и может проделать этот процесс сам, совместная работа с квалифицированным специалистом добавит  в эту работу глубину. Я буду описывать шаги без специальных инструкций, предполагая, что это будет ясно из контекста.

«Исцеление отношений» шаг за шагом

1.     Начните с определения той ситуации, над которой будете работать, как если бы вы смотрели на нее и воспринимали все сопутствующие ей обстоятельства из Коуч - позиции, как происходящие на сцене театра. Отметьте (лучше стульями) места, где вы видите себя и остальных участников. Запишите свои наблюдения либо словесно, либо схематически, как в Расстановках.

2.     Спросите себя, что будет для вас наилучшим результатом процесса, в чем будет его ценность для вас, и как он может повлиять на вашу жизнь. Запишите.

3.     Теперь, если это ощущается уместным, перейдите в то место «на сцене» где вы видите себя. Затем визуализируйте (глаза могут быть открытыми или закрытыми) пространство вокруг вас и остальных участников там, где они располагаются. Прочувствуйте пространство и есть ли вокруг вас какие - либо видимые связи между вами. Запишите результаты.

4.     Спросите себя, что вы получаете от этих отношений, в чем их ценность для вас, прочувствуйте эту ценность и запомните чувство. Запишите то, что чувствуется уместным.

5.     Перейдите к стульям, обозначающим других участников сцены и определите ценности этих отношений для каждого / каждой  из них. Прочувствуйте эти ценности. Запишите то, что возникает.

6.     Вернитесь на свое место в сцене исследуйте дальше результат пункта 4, выявляя ваши Корневые Ценности в этих отношениях. Прочувствуйте их, а затем физически постройте свой Ценностный Образ, основанный на ваших Корневых Ценностях, как бы вылепляя его.

Начиная с этого момента процесс может продолжаться по двум сценариям.

Первый сценарий

7.     В  большинстве случаев следующий шаг в том, чтобы побывать в позициях остальных участников, выявить их Корневые Ценности и, исходя из них, вылепить их Ценностные Образы Себя.

8.     Далее вернитесь в свою позицию и проверьте качество пространства вокруг вас, свободно ли оно от каких - бы то ни было связей. Как правило, вы уже их не обнаружите. Если же какие - то останутся, выявите их Корневую ценность и интегрируйте эту ценность в ваш Ценностный Образ Себя.

9.     Проверьте экологию для всех участников и пошлите каждому, включая себя, благодарность за все эти удивительные открытия, связанные с трансформируемыми отношениями.

10.     Вернитесь в Коуч - позицию и определите, что вы вынесли для себя из этого процесса. Подлинно ли эти результаты экологичны для вас и остальных? Будут ли они способствовать вашему и их развитию в сторону более осознанной, более пробужденной, более богатой жизни? Определите, как вы можете инкорпорировать полученные вами результаты в повседневную жизнь, и какими будут ваши первые шаги. В чем была ценность этого процесса для вас?

Пример сессии по трансформации созависимости

Клиент к моменту этой сессии уже работал со мной в течение нескольких месяцев, поэтому у нас уже установились отношения доверия и понимания.

К. (клиент): Мама очень сильно опекает меня, настаивает, навязывает.

Т. (коуч - тренер): А что Вы чувствуете по отношению к маме?

К.: Обиду, боль, … и жалость. Она хочет, конечно, чтобы у меня все было хорошо, …, не так, как у нее…

Т.: А если бы Вы вошли в позицию стороннего наблюдателя, что бы Вы заметили такого, чего не замечают ни мама, ни ее дочка?

К.: Дочка очень жестко себя ставит, стоит на своем и не берет маминого мнения в расчет. А мама относится к дочке, как к очень маленькому ребенку.

Т.: А каково, по Вашему мнению, намерение сверх - опеки?

К.: Дочка - единственный человек, которого мама может любить. С папой отношения нехорошие, старшая дочка уехала в другую страну…

Т.: Вернитесь теперь в себя, посмотрите, есть ли что-то в пространстве между Вами и мамой, что вас связывает?

К.: Да, есть. Коридор такой. По форме тела от головы и до диафрагмы примерно.

………………………………………………………………………………………..

Т.: Какова, по - Вашему, намерение, стоящее за маминой манипулятивностью?

К.: Интерес к жизни. Она хочет жить жизнью тех, кем она манипулирует. Своей у нее нет…

Т.: А какое намерение стоит за Вашим неприятием такого маминого отношения и поведения?

К.: Ощущение самостоятельности.

(Далее идет процесс выявления глубинных ценностей мамы и дочки, скрывающихся за интересом к жизни и стремлению к самостоятельности. Ими оказываются Бытие и Покой)

Т.: Дает инструкции клиенту как создать желаемый образ в будущем для себя и для мамы, так чтобы они реализовывали их глубинные намерения и ценности.

К.: Коридора нет, но осталось напряжение под лопаткой.

Т.: А как это напряжение выглядит?

К.: Как синяк.

Т.: Проводит процесс выявления глубинного позитивного намерения «синяка» (им оказалось стремление к единству внутренних образов отца и матери) и его трансформации.

К.: Синяк становится небесно-голубым и встраивается в кость. Он будет подкидывать мысли, как вести себя с мамой.

Далее идет завершение процесса трансформации созависимости.

Второй сценарий

Альтернативный сценарий может возникнуть, если на шестом шаге при исследовании Корневых Ценностей вы испытаете «подключение» у коллективному, трансперсональному полю сознания, охватывающему всех участников одновременно и имеющему доступ к их Корневым Ценностям, как если бы вы были духом Корневой ценности всей группы. В этом случае, если вы в подобном состоянии, вы можете вылепливать Ценностные Образы других участников прямо из этого трансперсонального состояния.

Этот сценарий все еще находится в процессе исследования, и особенно интересна здесь связь с концепцией Джона Уитмора о Трансперсональном коучинге, который пишет в «Трансперсональный коучинг в действии»:

«В последние годы люди, особенно западной культуры, пробуждаются к [открытию] трансперсонального в себе вследствие все более проявляющейся потребности в обретении смысла и цели во всех аспектах из жизни, для того чтобы их работа становилась чем - то большим, чем просто получение прибыли..»

Вышеприведенная идея очень соответствует концепции перехода от структурного к глобальному слушанию… , от сфокусированности только на конкретной цели клиента к расширенному вниманию, направленному на их более масштабные, вечные цели.

Что такое “Сущностная Трансформация”

Сущностная трансформация, как я ее понимаю - это наивысшее выражение принятия и любви. По определению раввина Ноаха Вайнберга любовь - это когда мы считаем другого в сущности прекрасным человеком, а недостатки считаем внешними искажениями глубинной сущности.

То же верно и по отношению ко всем аспектам и всем частям человека.

Когда мы воспринимаем какую-то часть себя (или кого – то другого), проявляющуюся в виде нежелательного поведения или неприятных состояний, как нездоровую или плохую, мы исходим из осуждения и судим по внешним проявлениям.

Когда же мы допускаем, что эта часть проявляется так не потому, что она «плохая» или «несовершенная», а вследствие ошибки, искажения ее глубинной совершенной природы, мы исходим из любви.

И для нас оправдываются оба подхода: если мы исходим из осуждения, нам приходится бороться с собой, и эта борьба для нас вполне реальна.

Если же мы исходим из любви, то с помощью Сущностной Трансформации оказывается возможным исправить искажения и позволить совершенной Сущности  преобразовать и устранить все искажения так, что та же самая часть начнет проявляться не как помеха или проблема, а как ресурс, а иногда даже как Внутренний Учитель, несущий нам свет нашей Сущности.

Такова наша свобода выбора – оставаться на поверхности жизни в парадигме борьбы или отправиться в спасительное путешествие к Сущности и открыть для себя парадигму Безусловной Любви.

Я полагаю, приведенная ниже выдержка из книги Тамары и Конниры Андреас "Сущностная трансформация" подтверждает это.

 

Мы появились на свет со знанием того, кто мы есть на самом деле. Из-за жизненных испытаний многие аспекты исказились, и поэтому мы забыли, кто мы есть в действительности. Процесс Сущностной Трансформации показал путь преодоления препятствий и возможность добиться подлинной идентичности двух ипостасей: кем мы пришли в этот мир и кем стали.

Становление Процесса Сущностной Трансформации происходило естественно, так как я делала то, что любила и умела делать лучше всего. Более 20 лет я работала и приобретала знания в области становления и изменения личности, я использовала и развивала многие техники и упражнения, которые эффективно помогают людям корректировать нежелательные поступки, исцелить эмоциональное состояние и достичь желанных целей. Я представляла эти техники в целом ряде книг.

Материал, представленный в этой книге, это прорыв одновременно для меня лично и для моей профессии, и я надеюсь, что это также прорыв в области становления личности. В то время, когда я изучала и развивала Процесс Сущностной Трансформации с людьми и с собой, у меня возникло чувство благоговения и почтения перед тем, свидетельницей чего я стала. В процессе работы над Процессом Сущностной Трансформации  эти состояния стали не просто временным достижением. Они стали основой жизни из нового “центра”.

Пока я изучала многое, что касалось процесса, я обнаружила, что обычно люди начинали с желания чего-то внешнего - например, защиты, безопасности, уверенности, уважения, любви, одобрения других или успеха. Потом стало ясно, что если я продолжала спрашивать, то в определенный момент желание чего-то внешнего менялось на желание испытать более глубокое внутреннее сущностное состояние. Люди описывали эти состояния разными словами, такими, как “Единство”, “Существование”, “Ощущение спокойствия”, “Одобрение” и “Любовь”. Я начала называть эти мощные, сильные состояния “Сущностными Состояниями”.

Сущностное Состояние это самый глубокий уровень того, чего мы желаем в глубине души. Ирония заключается в том, что наше подсознание часто пытается добраться до этих Сущностных Состояний через наши нежелательные поступки, чувства и реакции.

Решение обрести Сущностное Состояние через свои недостатки принимается не сознанием. Люди сознательно не принимают решений типа: “Я думаю, что я так объемся, что буду чувствовать внутреннее спокойствие!” или “Я только что оградила себя от успеха, таким образом я обрету чувство целостности”. Решение бороться за Сущностное Состояние через нежелательные поступки приходит бессознательно, обычно в детстве.

Потом, работая с бессознательными частями сотен людей, я обнаружила, что начали неожиданно выявляться пять основных “групп” Сущностных Состояний, которые являются универсальными состояниями существования. Пока эти Сущностные Состояния находятся в одном всеобщем качестве, они универсальны, в другом же качестве они уникальны для каждого человека и каждой нашей части. Когда вы достигаете своих собственных Сущностных Состояний, вы можете назвать их так, как сами придумаете. Вы обнаружите, что даже тогда, когда две части имеют Сущностные Состояния с одинаковыми названиями, они могут иметь неуловимые различия в качестве ощущения. Если вы будете использовать свои ощущения и названия, которые вы получаете от собственных внутренних частей, это лучше, чем пытаться подгонять их под какие-либо категории.

Пять Сущностных Состояний

  1. Существование.
  2. Внутреннее спокойствие.
  3. Любовь.
  4. Одобрение.
  5. Целостность.

 

В качестве примера, как работает Сущностная Трансформация, приведу пример из своей практики.

Молодая женщина, недавно родившая ребенка, обратилась ко мне по поводу ухудшения здоровья и эмоциональной нестабильности, вызванного приступами страха. После того, как муж потерял высокооплачиваемую работу во время кризиса, он добывает на пропитание подработками, она все время дома одна, ни с кем не общается, и все это вызвало у нее страх за будущее – свое и своей семьи.

Приступы стали частыми, она стала ощущать нехватку внутренней опоры, стержня, а перед засыпанием стала часто испытывать «страх появления страха». Ухудшение здоровья было связано со щитовидной железой, которая стала реагировать на эмоциональное состояние.

Нашу работу мы начали с того, что я рассказал ей о мировоззренческих основах моего подхода и модели человеческой психики и души, которая позволяет наглядно объяснить, как происходит исцеление.

Внутренний мир человека во многих отношениях можно сравнить с айсбергом, только малая часть которого (Эго) видна нам, а большая часть скрыта под поверхностью воды, которая в этой модели представляет границы обычного восприятия.

Первый, часто игнорируемый нами слой, располагающийся под поверхностью – это область наших отвергнутых, подавленных и вытесненных качеств, именуемая Тенью.

Мы не принимаем их, отвергаем, подавляем и вытесняем в область неосознанного просто потому, что не знаем, что еще с ними можно сделать. Большая часть этого процесса происходит в детстве в процессе адаптации к нашему окружению. Тень – это личное бессознательное.

Если не вдаваться в детали, ниже лежит слой, часто называемый коллективным бессознательным, а что еще глубже психологии неизвестно. Тем не менее все основные духовные традиции учат, что глубже всего этого айсберга психики располагается наш Источник, или Высшее Я, Божественная Душа.

Я рассказал, что с позиций духовного знания все симптомы – это сигналы, полные необходимого для нас смысла, и выявление этого смысла одновременно открывает дорогу и нашему обучению и нашему исцелению.

Далее мы говорили о том, что страх и физические ощущения, сопровождавшие каждое его появление, как и любой симптом – сигнал, могут рассматриваться, как нужная и полезная информация, форма которой по определенным, пока неизвестным нам причинам, исказилась до того, что стала «страхом».

После этого краткого экскурса в теорию началась практическая работа. Мы выяснили, как она ощущает в теле внутреннее сопротивление страху,  желание, чтобы его не было – это был комплекс ощущений в шее, грудной клетке и в животе.

Зная это, мы перешли к непосредственному взаимодействию методом Сущностной Трансформации с той частью ее подсознания, которая испытывала это сопротивление, а затем и со страхом (процесс исцеления, занявший две сессии, приводится, естественно, с сокращениями).

Ведущий: А если страх исчезнет, чем это будет для Вас ценно?

Клиент: Я буду чувствовать себя спокойнее, улучшится мое здоровье. (Уровень 1)

В.: И если Вы станете более спокойной, и будете чувствовать себя более здоровой, доступ к чему, еще более важному, это для Вас откроет?

К.: К целостности, мудрости. (Уровень 2)

В.: Готовы ли Вы поблагодарить эту часть за то, что она стремится привести Вас к таким важным вещам, как целостность и мудрость, сделать Вас более спокойной и более здоровой?

К.: Да (благодарит молча). Эта часть расслабляется.

В.: Тогда, может быть, мы уже можем побеседовать непосредственно со страхом? (получает согласие). Если Вы представили бы страх в виде некоторого существа, то как бы оно выглядело? Могли ли бы Вы посадить его рядом с собой? (Клиент соглашается) Как оно выглядит?

К.: На удивление не враждебно, хотя несколько размыто.

В.: (Помогает клиенту почувствовать искренний интерес к страху, как при изучении чего-то нового, особенно после преодоления первых трудностей). Если Вы отнесетесь с этим же интересом к страху – как он отреагирует?

К.: Сначала он был черным, а сейчас стал переливающимся разными цветами, желтый, голубой …

В.: Может быть, Вы поблагодарите его за такой заметный и благожелательный отклик? (Она соглашается и благодарит).

Спросите его, в чем его задача по отношению к (называет имя клиента)? Она спрашивает, и страх из бесформенного пятна становится «расправленным», приобретает форму.  

Ведущий просит клиента «пересесть в образ страха» и войти в его образ. Как страх видит эту женщину? Чего он хочет от нее?

К.: Чтобы она распрямилась, чтобы в ней появилась уверенность, сила. … (Беседа со страхом продолжается). Ей не хватает понимания, что у нее уже все есть, и ей нужно больше веры в себя.

В.: А какие могли бы быть конкретные действия, шаги, чтобы обрести большую веру в себя?

К.: Рисование, искусство вообще. Пение. Какие –то физические упражнения. (далее по предложению ведущего возвращается «в себя»).

В.: Вы могли бы теперь воспринять его, как Вашего наставника на пути обретения веры в себя? (Соглашается). Как Вы теперь могли бы его назвать?

К.: Я назову его «Послание».  

В.: Предлагает клиенту «официально взять на себя ответственность» за общение каждый день с Посланием и за обращение к нему с вопросами, а также за то, чтобы рисовать красками каждое утро по 30 минут, можно пейзаж или что – то абстрактное.

К.:  Согласна.

На этом мы завершили первую сессию.

На втором занятии мы стартовали из уже намного более приятного состояния, и «запрос клиента на сессию» был уже «достичь внутреннего ощущения гармонии и целостности».

Гармония и целостность – это уже Сущностные состояния, то есть состояния, выражающие свет нашей Сущности в форме, доступной нашему восприятию на уровне нашего сознания. Процесс, аналогичный приведенному выше, позволил за несколько шагов достичь этого состояния и приобрести первый опыт взаимодействия с ним.

По мере углубления этого взаимодействия она обрела в дополнение подвижность и легкость в теле, а также свободу и уверенность в себе на таком уровне, что почувствовала в способность быть источником радости и доброты для окружающих.

Она начала много улыбаться, стала ощущать большую близость с детьми и с мужем, почувствовала потребность создать в семье атмосферу спокойствия доверия, совместного развития.

А еще она открыла в себе потребность научиться говорить мужу о своих чувствах настолько тонко, чтобы не задевать в нем чувство вины, и так, чтобы это помогало им друг друга лучше узнавать, вместо того, чтобы искать друг в друге причину плохого самочувствия.

А еще она поставила перед собой задачу давать мужу почувствовать, как он ей важен, и как много хорошего он для нее делает, и что она это осознает. А еще …

Я же, работая с ней, только в очередной раз удивлялся этому чуду – как из женщины, пришедшей в таком плачевном состоянии, как из шляпы фокусника появляется столько душевного тепла, мудрости сердца, тонкости и деликатности.